SpecStroyka-info.ru » Ремонт

Если течет батарея отопления: что делать для устранения течи

Если течет батарея отопления: что делать для устранения течи с фото

Несмотря на химическую инертность чугуна по отношению к качеству теплоносителя и кажущуюся простоту конструкции секционной чугунной батареи отопления, обилие стыковых соединений, приходящихся на каждую условную сантехническую «точку» отопления, существенно снижает уровень надежности системы по критериям герметичности и прочности.

Периодические сбросы воды на летний период, постоянные гидродинамические нагрузки в системе, концентраторы напряжений в виде инородных включений в отлитой чугунной секции, в конце концов, находят слабое, уязвимое с позиции герметичности, место в системе отопления. Это приводит к тому, что батарея течет, то есть горячий теплоноситель начинает заливать квартиру. Возникает прямая угроза от хлещущей горячей воды здоровью проживающих и их имуществу.

Виды протечек батарей отопления

Сантехническая «точка» представлена непосредственно радиатором отопления и трубопроводами, соединяющими радиатор со стояком. Соответственно, каждое соединение таит в себе угрозу разгерметизации и последующего затопления квартиры и соседей снизу.

В зависимости от соединяемых элементов, можно выделить следующие виды протечек для отечественных батарей отопления:

  • разгерметизация соединений патрубков радиатора с  магистральными трубами стояка;
  • нарушение целостности магистральных труб, соединяющих батарею со стояком;
  • «заплакали» межсекционные соединения радиатора;
  • протечка из трещины или свища на секции батареи.

Для каждого вида протечек принимается свое решение, как устранить течь в батарее.

Порядок ликвидации протечек радиаторной системы отопления


Возникновение протечки любого вида имеет свои объективные причины, связанные с типом соединения, материалов используемых прокладок и способа их уплотнения, материалов подводящих и отводящих трубопроводов, способа их подключения и, естественно, срока эксплуатации системы, когда главенствующую роль начинает играть временной фактор и сопутствующие ему необратимые изменения — старение материалов, износ и разрушение.

Унифицированной методики на случай, если течет батарея отопления: что делать для срочной ликвидации протечки, не существует, однако некоторые общие правила этой процедуры установлены:

  • не увлекаться подставлением под места протечек тазиков и баночек. Рано или поздно незначительная течь обернется аварийным затоплением. При возникновении малейших признаков протекания в любом месте радиатора или трубы необходимо течь устранять;
  • факт появления протечки следует трактовать, как разрушение материала или нарушение целостности уплотнений. Не следует надеяться на мифические прикипания или зарастания материала в зоне течи. Поэтому и остановка протечки является лишь временной мерой, требующей обязательной в последующем замене начавшего разрушаться элемента;
  • до начала каких-либо мероприятий по устранению течи необходимо перекрывать подачу теплоносителя в батарею.

Устранение течи на соединении патрубка радиатора с магистральной трубой

Протечки на стыках трубы и патрубка радиатора своим появлением обязаны:

  • неправильному монтажу при подключении батареи. Соединение выполняется либо сварочным способом, либо на резьбе. И в том, и в другом случаях малейшая небрежность при сборке, например, несоблюдение режимов сварки или  несоосность соединяемых труб, когда их концы с усилием подтягиваются для совмещения, разные величины диаметров труб проявит себя уже в первые месяцы эксплуатации;
  • механическим изгибающим нагрузкам в зоне стыка. Они возникают в результате элементарной житейской ситуации, когда кто-то из жильцов использует батарею в качестве опоры, желая, например, поправить штору на карнизе. Пусть даже стокилограммовый хозяин вставал на радиатор, все равно возникнет перекос и излом на стыке двух труб.
  • Для остановки течи можно использовать автомобильный хомутик или приспособить резиновый бандаж и кусочек мягкой проволоки. Резина из велосипедной камеры вполне справится с задачей временной приостановки протечки. Нужно приготовить полоски шириной 4−5 см, длиной до 35 см. Обмотанную вокруг повреждения полоску резины закрепить проволокой. Автомобильные хомуты хороши тем, что они недорогие, и допускают возможность надежного и равномерного их закрепления на поврежденном стыке, не рискуя переборщить при затяжке, как в случае с проволокой.

    Ликвидация течи в трубе отопления

    Магистральные трубы, служащие для подвода горячей воды в радиатор и отвода остывшей, изготовлены из стали. Поэтому со временем от воздействия примесей, содержащихся в теплоносителе, и воздуха в межсезонный период стальные стенки труб корродируют и начинают протекать. Ускорение процесса разрушения труб провоцируют нерадивые мастера-сантехники, которые при переносе на другое место батареи отопления под предлогом замены износившихся труб устанавливают такие же изношенные трубы, но аккуратно покрашенные под имитацию новых. Стенки таких труб уже тронуты коррозионными процессами, так что несколько сезонов эксплуатации таких «новых» труб приводит к аварийным протечкам, естественно, в разгар отопительного сезона.


    Незначительную протечку на прямом участке трубы можно ликвидировать при помощи цементно-гипсовой повязки:

    • в небольшой емкости разводится цемент негустой консистенции;
    • подготавливают неширокие полоски бинта длиной до 30 см;
    • бинтовые полоски вымачивают в цементной смеси;
    • пропитанными цементом полосками бинта с силой обматывается поврежденное место.
    • процедуру повторяют до создания прочной повязки.

    Это важно! Если не удается перекрыть воду в стояке, первую (нижнюю) повязку непосредственно на трубу нужно делать с использованием алебастра вместо цемента. Он быстро высыхает. А уже вторым слоем сверху накладывается цементная повязка.

    На резьбовом соединении протечку устраняют повязкой, обильно обваленной в поваренной соли. Технология аналогична применению алебастро-цементной повязки:

    • намочить в воде полоски материи или бинта;
    • обвалять в поваренной соли намоченные полоски;
    • обмотать поврежденное место;
    • вторым слоем намотать цементную повязку.

    В этом случае используется способность растворенной соли закоксовывать место протечки.

    Ликвидация течи между секциями радиатора

    Зона стыка между двумя соседними секциями радиатора представляет собой прямолинейный участок небольшого размера, позволяющий оперативно разобраться в ситуации, если течет батарея что делать для локализации течи и ее устранения. Способов здесь несколько:

    • традиционный автомобильный хомутик с затяжкой по направляющему винту;
    • самодельный хомут из двух стальных пластинок, затягиваемых болтовым соединением.
    • Без резины здесь также не обойтись, прокладки из резины накладываются на место протечки, сверху плотно стягиваются стальными пластинками;
    • пропитанный эпоксидным клеем кусочек ткани, плотно обмотанный по периметру межсекционного стыка.

    Это важно! Внимательно распределяйте усилия обмотки и затяжки, чтобы они обеспечили герметизацию места протекания.

    Ликвидация течи из стенок радиатора

    Чем заделать течь в батарее, если вода сочится из стенки радиатора? Наряду с традиционной сварочной технологией, дискомфортной для хозяина своей суетой и сопутствующими шлангами или электропроводами, трещины прекрасно можно заделать с помощью холодной сварки. Поверхность радиатора необходимо просушить и обезжирить.

    Скатанным в шарик кусочком материала «холодной сварки» зажимается протекающее место и несколько минут придерживается в таком положении. Полимеризация протекает считанные минуты, окончательно смесь отвердевает в течение получаса. Полностью  батарея будет готова к работе через сутки.

    Репост
    Наверх